Для учащихся 5-7 классов.
1. Разминка
(Задачи с отношениями)
(Задачи с отношениями)
Задача 1. Кто ниже всех?
Винни-Пух такого
же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже всех?
Задача 2. Кто моложе всех?
На прием к
доктору Айболиту пришли филин, щука и цапля. Доктор записал в карточку возраст
каждого больного. Оказалось, что щука такого же возраста, как и филин, а
цапля моложе филина. Кто старше: цапля или щука? Кто моложе всех?
Задача 3. Что толще всего?
Синий карандаш
толще красного, а красный такой же по толщине, как и голубой. Какой карандаш
толще всех?
Задача 4. Кто
выше?
Ваня и Саша
одного роста. Саша и Митя тоже одного роста. Кто выше: Митя или Ваня?
Задача 5. Что
тяжелее?
Арбуз и кочан
капусты имеют одинаковый вес. Кочан капусты весит столько же, сколько одна
тыква. Что тяжелее: арбуз или тыква?
Задача 6. Кто
старше?
Лена и Тамара
одного возраста. Тамара и Маша — одногодки. Кто старше: Лена или Маша?
Задача . Кто после кого пришел?
Лягушка
встречала гостей. Лиса пришла раньше медведя, волк — позже зайца, медведь —
раньше зайца, сорока — позже волка. Кто пришел раньше всех? В каком порядке
приходили гости?
Решение
Решение
• Так как (по
условию) лиса пришла раньше медведя, запишем: ЛМ.
• Так как (по
условию) волк пришел позже зайца, значит, заяц пришел раньше волка, запишем:
ЗВ.
• Так как (по
условию) медведь пришел раньше зайца, запишем: МЗ.
• Так как (по
условию) сорока пришла позже волка, значит, волк пришел раньше сороки,
запишем: ВС.

• Обведем
попарно одинаковые символьные переменные в следующем порядке. Сначала обводятся
переменные М (М стоит справа от первого кружка (Л) — медведь пришел после
лисы). Затем обводятся переменные 3 (3 стоит справа от М — заяц пришел вслед
за медведем).
• Теперь можем
записать все условия в одну строчку и проставить порядок. Получим ответ на
вопрос задачи: лиса пришла первой, медведь — вторым, заяц — третьим, волк —
четвертым, сорока — пятой.
Ответ: лиса пришла раньше всех, медведь пришел
вторым, заяц — третьим, волк —• четвертым, сорока — пятой.
Это был пример задачи с нетранзитивными отношениями.
Аогоритм решения задач с отношениями.:
• Все отношения записываются символически.
• Отношения предлагается записывать в несколько строк (не более трех отношений на одной строке).
• Кружком выделяются символьные переменные, которые дважды не повторяются. Одна из них является началом ответа, а другая — концом.
• Последовательно попарно обводятся одинаковые символьные переменные.
• Все отношения записываются последовательно в одну строчку, проставляется порядок, даются ответы на поставленные вопросы.
Задача 1. Музыкальные
инструменты
Два мальчика
играют на гитарах, а один — на балалайке. На чем играет Юра, если Миша с Петей
играют на разных инструментах, Петя с Юрой — тоже?
Задача 2.
Семья
В семье трое
детей — два мальчика и одна девочка. Их имена начинаются с букв «А», «В», «Г».
Имена, начинающиеся с букв «А» и «В», — это имена одного мальчика и одной
девочки. Имена, начинающиеся с букв «В» и «Г», — это имена одного мальчика и
одной девочки. С какой буквы начинается имя девочки?
Задача 3.
Сестры
У трех сестер —
Юли, Тони и Веры — два платка синего цвета и один — розового. Какого цвета
платок у каждой из них, если у Юли и Тони платки разного цвета, у Веры и Юли —
тоже?
Задача 4. Рисование
Света, Зина,
Галя, Таня рисовали цветы. Одна рисовала красным карандашом, трое других —
синими. Галя и Зина рисовали карандашами разного цвета, Зина и Таня — тоже.
Двое из них рисовали васильки, а другие — колокольчики. Кто что рисовал, если
Зина и Таня рисовали одинаковые цветы, а Зина рисовала василек?
Задача 5. Фигурки из пластилина
Юра, Гена, Саша
и Толя лепили зверей из пластилина. Двое лепили из серого пластилина, двое — из
черного. Саша и Гена лепили из пластилина разного цвета, Гена и Толя — тоже.
Юра лепил из черного пластилина, как и Гена. Получились трое мишек и один
зайчик. Гена лепил не мишку. Кто кого лепил и какого цвета получились животные?
и каким
Задача 6. Домашние животные
У Марины, Кати,
Сони, Лизы и Ларисы живут три кошки и две собаки. Кто у какой девочки живет,
если у Сони и Лизы одинаковые животные, у Кати и Сони тоже, у Сони и Ларисы
разные животные?
Задача 7. Очередь
Митя, Сережа,
Толя, Юра и Костя пришли в музей до открытия и встали в очередь. Митя пришел
позже Сережи, Толя — раньше Кости, Митя — раньше Толи, Юра — позже Кости. В
каком порядке ребята стояли в очереди?
Задача 8. Концерт
Дети приготовили номера выступлений для
концерта: фокусы, частушки, танец, песню, стихотворение. На концерте стихи
прочли перед танцем, фокусы показывали после частушек, танец исполняли перед
песней, частушки пропели после песни. В какой последовательности проходили
выступления?
Задача 9. Скачки
В скачках
участвовали пять лошадей: Цыган, Зорька, Скрипка, Калитка, Траид. После
выстрела лошади поскакали в таком порядке: Траид бежал впереди Скрипки, Цыган —
за Зорькой, Скрипка — впереди Калитки, Зорька — за Калиткой. В какой
последовательности бежали лошади?
Задача 10. Звери
Лисичка
пригласила собирать грибы волка, зайца, оленя, мышь и бурундука. Кто больше
всех собрал грибов, если мышь собрала не меньше грибов, чем заяц, лиса -меньше,
чем волк, бурундук — больше, чем олень, лиса -больше, чем мышь, бурундук — не
больше, чем заяц?
Задача 11. Стоянка машин
На стоянке стоят
пять машин. Известно, что «Жигули» стоят перед «Волгой», «Ауди» — после
«Тойоты», «Волга» — перед «Мерседесом», «Мерседес» — перед «Тойотой». В каком
порядке стоят машины на стоянке?
Задача 12. Урок физкультуры
На уроке
физкультуры учитель выстроил девочек — Свету, Галю, Нину, Олю и Арину — в
шеренгу по росту. Известно, что Света выше Нины, Оля не выше Арины, Нина выше
Арины, Галя ниже Оли. В каком порядке стоят девочки?
Задача 13. Деревья
Возле почты
растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Известно, что
береза ниже тополя, липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна
выше тополя. Укажите, как. располагаются деревья по высоте.
Задачи, решаемые с
помощью схем и таблиц
Задача 1. Друзья
Петя и Миша
имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на
два года старше Белова?
Задача 2. Подруги
Света и Наташа
имеют фамилии Корчагина и Петрова. Какую фамилию имеет каждая девочка, если
Света и Корчагина живут в соседних домах?
Задача 3. У кого какая оценка?
Когда Аня, Женя
и Нина спросили, какие им поставили оценки за контрольную работу по
математике, учительница ответила: «Попробуйте догадаться сами, если я скажу,
что в вашем классе «двоек» нет, а у вас троих оценки разные, причем:
у Ани не
«тройка»,
у Нины не
«тройка» и не «пятерка».
Какую оценку
получила каждая из учениц?
Задача 4. Праздничный утренник
Галя, Марина и
Оля пришли на праздничный утренник в платьях разных цветов — желтом, синем и
розовом. Галя была не в желтом, Марина — не в желтом и не в розовом. В платье какого
цвета была каждая из девочек?
Задача 5. Кто где живет?
Аня, Вера и Лиза
живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из
девочек, если известно, что Аня живет не на втором и не на первом этаже, Вера
живет ниже всех?
Задача 6. В каких квартирах живут котята?
В квартирах №№
1, 2, 3 живут три котенка — белый, черный, рыжий. В квартирах №№ 1 и 2 живут не
черные котята. Белый котенок живет не в квартире № 1. В какой квартире какой
котенок живет?
Задача 7. Кто какую игрушку спрятал?
Играя, каждая из
трех подруг — Катя, Галя и Оля — опустили в свой мешочек одну из трех игрушек —
медвежонка, зайчика, слоника. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Катя
спрятала зайчика. Они предлагают узнать, у кого какая игрушка находится в
мешочке.
Задача 8. Кто каким карандашом раскрашивал?
Три товарища —
Витя, Сережа и Коля — раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным,
синим, зеленым. Витя раскрашивал рисунок не красным и не синим карандашом, Коля
— не синим карандашом. Каким карандашом раскрашивал свой рисунок каждый
мальчик?
Приятный сайт. Спасибо!
ОтветитьУдалитьege-go.ru